Ученые открыли регенерацию дентина лазером

1В ходе исследования, проведенного американскими учеными Гарвардского университета, было выявлено свойство светового излучения небольшой мощности, регенерировать ткани за счет стволовых клеток. Это свойство было доказано на основе регенерации зуба. Открытие станет основой для выявления новых методов лечения и регенерации в области стоматологии, и в медицине – а именно, для регенерации различных повреждений кожи и восстановления костной ткани. Все результаты опыта опубликованы в журнале Science Translational Medicine.
В начале 60-х годов, когда был изобретен лазер, в нескольких лабораториях было обнаружено свойство света. Свет способствует развитию биологических процессов, а также ускоряет рост волос и омолаживает кожу. В основе этого механизма лежит зависимость между светом и регуляторным трансформационным белков, который под действием именно света стимулирует образование тканей из стволовых клеток. Сейчас воздействие лазера используется, но в малых количествах лишь для санации обрабатываемого зуба и его дальнейшей реставрации и лечения. Популярное в наше время даже у голливудских знаменитостей эстетическое явление — виниры на зубы по низким ценам, которые скрывают мелкие и крупные дефекты зубного ряда, позволяя сделать улыбку красивой и белоснежной.
В Институте Висса в Гарварде был проведен следующий эксперимент: коренные зубы грызунов просверлили, сделав в них отверстие. После этого с помощью лазера небольшой мощности воздействовали на пульпу зуба грызуна. Главной целью эксперимента было сформировать минерализованную ткань зуба – дентин, из которой и состоит зуб,- говорит Дэвид Муни, биоинженер и руководитель исследования.
Через 12 недель были сделаны снимки и микроскопия, которые показали, что в зубе начала сформировываться новая ткань, очень похожая на дентин, но немного другой структуры.
После этого открытия была проведена серия экспериментов с использованием полученных культур, с целью определить механизм действия лазерного излучения на молекулярном уровне. В результате было выявлена роль трансформирующего ростового фактора бета-1 в формировании зубной ткани из стволовых клеток. По словам стоматолога института здравоохранения США Правин Арани, регуляторный белок выполняет важную роль в процессе образования дентина.
Был выявлен механизм образования дентина: под действием света образуются активные формы кислорода, которые активируют трансформирующий белок, который в свою очередь способствует делению стволовых клеток, образующих дентин.
По словам Муни, в стоматологической практике лазеры уже используются давно, поэтому не составит особого труда трансформировать лазер для регенерирования, а не протезирования зуба.
В ходе полученных данных было решено провести дополнительные тесты, чтобы определить эффективность и безопасность использование лазера на зубах человека. Если тесты подтвердят безопасность использования лазера, тогда он будет применим не только в стоматологии, но и в медицине в целом.