Санкт-Петербург и реагенты: что думает об этом пресса?


Санкт-Петербург и реагентыСанкт-Петербург и реагенты… История их «взаимоотношений», если можно так выразиться, всегда была непростой. Долгое время городские улицы засыпали технической солью в чистом виде, которая губительна для почв и растений, а также разъедает металл и бетон.

В 90-е годы пробовали гранитную крошку, в результате все стоки оказались забитыми. Современные многокомпонентные составы всегда казались чиновникам Северной столицы какой-то небывалой роскошью — постоянно велись разговоры о том, что, мол, мы бы с радостью, но дорого. И никому не пришло в голову обратиться к исследованиям, которые показывают, что использование плавящих реагентов со сбалансированным составом (подобных тем, которые применяют в Москве) выгодно в том числе и с экономической точки зрения! Просто при расчетах нужно учитывать не только цену за тонну, но и норму расхода и сопутствующие затраты — на распределение противогололедных материалов (ПГМ), их хранение, на уборку улиц весной. По всем этим пунктам соль в чистом виде и пескосоль проигрывают многокомпонентным смесям. В Петербурге был опыт закупки современных составов — в 2014 году власти приобрели 400 тонн (всего лишь!) «Бионорда» производства УЗПМ (Уральского завода противогололедных материалов) — при этом городу для эффективной борьбы с гололедом нужно порядка 120 ТЫСЯЧ тонн!!! Мало того — закупленный изначально объем средства умудрились растянуть на два года. Так что данную ситуацию можно расценить скорее как показушничество — вот, полюбуйтесь, мы попробовали прогрессивные методы, но особых результатов не получили. Еще бы было по другому, если средство рассыпалось точечно под водосточными трубами!

Вот так — ни шатко, ни валко — шла в Петербурге борьба с гололедом до определенного времени. Зимой 2015-2016 все изменилось — методы уборки улиц стали настолько экцентричными, что «прославили» город на всю страну. Напомним, власти Северной столицы приняли решение отказаться от применения солесодержащих составов для борьбы с гололедом, вместо этого повсюду стали щедро рассыпать пескосоль. Что послужило причиной для таких перемен — остается только догадываться. Может быть перестраховка из-за неудачных экспериментов с жидким кальцием и бишофитом, приведшим к авариям и гибели животных, а может — банальное невежество руководителей коммунальных служб. Истинных причин мы, к сожалению, никогда не узнаем.

Зато доподлинно известно, что привели такие необдуманные действия к весьма серьезным последствиям: как только снег начал таять, пескосоляная смесь в полной мере продемонстрировала свою беспомощность в борьбе со стихией. И вправду, что может поделать с ледяными колдобинами песок, лишь слегка приправленный солью? Ведь плавящая способность у такого антигололедного материала практически нулевая.

В результате вполне предсказуемо повысился уровень травматизма и увеличилось количество ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий (НДУ).

Посмотрите на статистику ГИБДД по месяцам за 2015 и 2016 год, она весьма показательна:


В целом в соответствии с официальными данными УГИБДД по Ленинградской области и Санкт-Петербургу за январь и февраль 2016 года число ДТП из-за НДУ выросло на 75,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, количество погибших в этих авариях увеличилось на 61,5%, раненых — на 76,4%.

Что касается травматизма на тротуарах, то характер повреждений, как отмечают медики, стал куда более серьезным, а количество пострадавших выросло — за январь-февраль 2016 в травмпункты обратились порядка 1000 человек.

Как же реагировали на всю эту ситуацию СМИ? Как ни странно — данные в прессе с официальными не совпадали. Все почему-то принялись петь дифирамбы «белому» городу и новым «экологичным» методам уборки. Хотя пескосоль стара как мир — ее чуть ли не в XIX веке сыпали, да и экологичность ее сомнительна — от песка отказались в Европе, потому что он загрязняет воздух. За зиму песок измельчается, впитывает в себя различные вредные вещества, а потом весной поднимается в воздух и мы всей этой гадостью дышим. В общем, слухи об экологичной уборке в Санкт-Петербурге сильно преувеличены.

Пассажи National Geographic про неистовую благодарность петербуржцев за «скрипящий, а не хлюпающий под ногами снег» выглядят по меньшей мере наивными. Все-таки большинство людей не восхищались, а обрывали горячую линию, в надежде сообщить об особо опасных участках улиц и пожаловаться на «ледовое побоище» в городе. Вот публикация о реальной ситуации в январе 2016. Как вы понимаете, тут не до восторгов.

Вызывает недоумение также утверждение Газеты.ru о том, что «с начала эксперимента число ДТП с жертвами в Санкт-Петербурге снизилось на 40%». Откуда взялись эти цифры, совершенно не совпадающие с официальной статистикой ГИБДД , непонятно.

Вот картограммы с сайта ГИБДД:

Январь 2015 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь 2016 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В январе 2015, когда реагенты еще использовались, в ДТП из-за НДУ погибло 7 человек, а в январе 2016 — уже 15! Увеличение фактически в два раза!

Создается впечатление, что отказ от реагентов по какой-то причине выгоден чиновникам, а некоторые СМИ просто-напросто их прикрывают.
Правда, следует отметить, что вторая зима без реагентов (в сезоне 2016-2017 запрет на них продолжает действовать) уже не так восхищает прессу. Появляется все больше таких заголовков:

И это справедливо! Все-таки пресса должна не прикрывать некомпетентность властей красивыми лозунгами, а разоблачать ее и демонстрировать людям во всей, так сказать, «красе».

Московский комсомолец вот, например, вполне справедливо окрестил Петербург «городом победившего гололеда».

Глава комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, правда, по прежнему стоит на своем, и не собирается признавать, что его эксперимент, мягко говоря, не удался… Такова его официальная позиция. Хотя из достоверных источников известно, что после катастрофических ноября и декабря 2016 года, когда весь город буквально завалило снегом, все-таки была заказана соль. Но тайно, чтобы журналисты не узнали. Понятно, что подобная игра в прятки долго продолжаться не может — рано или поздно власть имущим придется раскрыть карты и признать, что Санкт-Петербург и реагенты все-таки совместимы.

Более того, только многокомпонентные плавящие составы могут обеспечить безопасность жителям большого города. Московский опыт говорит об этом особенно красноречиво — с тех пор, как в первопрестольной стали применять современные средства с формиатами в составе, количество ДТП при переходе температуры через 0 снизилось более чем в 2 раза. А в первый же год использования (зима 2011-2012) тротуарного реагента, разработанного специально для столицы и получившего название КРтв (комбинированный реагент твердый), число пострадавших от гололеда сократилось в 2,5 раза.

Будем уповать на то, что и в Санкт-Петербурге грядут позитивные перемены, и тайное приобретение соли — лишь первая ласточка, следующим же шагом будет закупка многокомпонентных реагентов, которые позволят горожанам — пешеходам и автомобилистам — с комфортом перемещаться по улицам в холода. Все-таки званию культурной столицы нужно соответствовать.